23:09 

Голый король или зимняя жертва

Hamajun
aka Айша
valya-15.livejournal.com/756178.html

"А король-то голый!" - и мы смеемся, вспоминая сказку Андерсена, и думаем о наказанном тщеславии. Не все так просто. Оказывается, "голый король" может быть более сложным символом. Думаю я, что многие это знают, но не задумываются об этом в первую очередь.

С подачи Астрид Линдгрен полезла я читать разное о Швеции и набрела на знаменитую картину, которой раньше не знала - "Зимнюю жертву" Карла Ларссона. (Название картины 'Midvinterblot' буквально переводится как "Жертвоприношение середины зимы").

изображение

Коротко о сюжете. Существует предание, по которому древние шведы-язычники однажды на третий год больших неурожаев принесли в жертву богам своего короля. Король с таким именем, как в этой легенде, упоминается только в ней и больше нигде, но я подумала что у него, может быть, было и другое имя или имена. Карл Ларссон (1853 - 1919), знаменитый шведский художник, написал эту картину (1915) как одно из полотен для оформления центральной лестницы Национального музея изобразительных искусств в Стокгольме.

изображение

На картине изображено не событие революции, когда монархия упраздняется как институт. Но все равно показана часть образа короля, невыгодная часть последствий королевского сана. Судя по древнему источнику легенды, решение о жертве было коллективным и шведы сочли короля ответственным за неурожаи, следовательно, жертвоприношение надо считать мерой его ответственности. Но в трактовке Ларссона жертва короля добровольная.

Карлу Ларссону эта картина стоила многих страданий. Он пересмотрел несколько вариантов, к каждому из них придирались по разным причинам. Заключительный вариант не приняли, сам же художник относился к нему как к своему главному произведению. Картина считается очень скандальной и самой обсуждаемой во всем шведском искусстве. Как и предсказывал автор, она все-таки встала на ту стену над лестницей Национального музея изобразительных искусств, для которой была предназначена, но произошло это только в 1997 г.
(В пересказе обстоятельств я опустила большинство имен собственных, чтобы пересказать лишь самое главное).

Репродукция картины сперва произвела на меня угнетающее впечатление. Мрачной торжественностью. Изображены полуказнь-полупраздник. Вероятно, самое тяжелое на ней - это пустые или отвращенные от зрителя глаза при напряженных лицах и позах. Она очень театральна, напоминает русское театральное оформление начала ХХ века, но это, должно быть, лишь следствие одной эпохи.

Значит, жертвенного короля, в сопровождении свиты воинов, при наблюдающих со стороны придворных втаскивают на санях под нож жреца. Король встал и, видимо, сбрасывает укрывавшую его шкуру медведя. Без нее он совсем голый (и орган мужского достоинства также открыт). Но на голове у него корона и на руках - золотые браслеты, показывающие, кто он. Ну и жертве полагается быть украшенной, хотя нагота на первый взгляд унижает - приравнивает человека к жертвенному животному. В свои последние мгновения король в экстазе смотрит в небо.

Изучив репродукцию, я некоторое время погрустила из-за того, что вообще видела ее. Так опечалилась, что вообще ничего не могла делать, только переживать передавшееся мне настроение. Потом мне внутренний голос сказал: ты чего, дура, это же подвиг, поэма величия! Король пожертвовал собой для спасения народа.

И тут до меня дошло, во-первых, что я видела голого короля и из скандинавской страны, но этот образ не смешон и относиться к нему следует не с презрением, а с восхищением. Я наблюдаю диалог со сказкой Андерсена, который сообщает образу неожиданное прочтение.
Во-вторых, в истории культуры и искусства можно назвать много "голых королей" скорее в смысле этой картины, смысле высокой патетики. Давид Микеланджело - это "будущий король", который голым отражает врага своей родины. Но он уже помазан на царство, и впоследствии он будет "голым королем", когда будет скрываться от преследований. Спаситель во время Страстей - это тоже, можно сказать, обнаженный Король, переносящий издевательства, приносимый в жертву. Правда, его обычно изображают с закрытыми чреслами. Но частью Страстей является издевательство палачей именно над образом предполагаемого царя.

Из интересных мне литературных персонажей принц Хал - хотя он уже не принц, а король Генрих в этой сцене - оказывается таким "голым королем" в сцене монолога "Upon the King'' - "Все на короля", когда рассуждает о том, что королевский церемониал в действительности ничтожен. И характер Гамлета, кстати, принца Датского, описан как "Голый" и в постскриптуме стоит "Один". К королю на картине "Зимняя жертва" применимо то же описание. Вокруг него все в одеждах и он единственный, кто готовится сейчас встретить смерть.


***
Картина маслом «Зимняя жертва» (6 метров × 14 метров). На ней изображена жертва короля Домальда в храме в Уппсале. (Много его работ тутphilologist.livejournal.com/7473770.html)

Единственный ранний источник, который описывает Midvinterblot - записи исландца Снорри Стурлусона, который передал легенды шведской Упсале.

"Хельминги 12-14 гласят: "Вначале дружина обагрила землю кровью своего короля. Народ носил оружие умерщвленного Домальда. Шведы убили врага ютов [т. е. короля Домальда], чтобы получить хороший урожай" (99). Тьодольф совершенно отчетливо внес в свое творение мотив ритуального убийства короля. Умерщвление короля совершено с целью обеспечить народу хороший урожай.

Снорри счел это известие столь выдающимся, что охотно его перенял. Веллекла, как указано выше, была ему знакома. Из обоих произведений он перенес в Сагу об Олафе Корчевателе леса (100), в правление которого был неурожай, утверждение, будто "шведы обычно приписывали своим королям хороший урожай и неурожай" (101). О Хальфдане Черном, отце Гаральда Прекрасноволосого, Снорри писал иначе: после смерти короля четыре области Норвегии спорили о том, где похоронить умершего, пока, наконец, труп не был расчленен на четыре части, и каждую из них похоронили отдельно (102). Героизация отца Гаральда вполне понятна. При этом Снорри перенес в дохристианское время христианский культ реликвий: расчленение реликвий на части, каждая из которых считалась обладающей одинаковой силой, неоднократно встречается в раннем средневековье.

Добавим, что и вне Скандинавии ранние источники свидетельствуют если не об убийстве короля, то о его низложении. Так, Аммиан Марцеллин писал о старинном обычае бургундов, напоминающем автору нравы египтян, по которому королей низлагали, если в их царствование колебалось военное счастье или земля отказывала в обильном урожае ("fortuna titubaerint bella, vel segetum copiam negaverit terra") (103). Подобные повествования можно найти и в ирландских источниках (104)"

ulfdalir.narod.ru/literature/articles/sacred.ht....


Да, это древний религиозный сюжет, один из вариантов "парадоксальной жертвы". Таких жертв три: невинный ребенок, преступник и - царь.

Интересно, что Христос - "ожидаемый всеми народами" - все три варианта соединил в себе. Безгрешный, осужденный, истинный Царь Мира и до некоторой степени фантомный царь израилев.
http://diak-kuraev.livejournal.com/1633124.html

URL
Комментарии
2017-06-19 в 02:22 

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Здорово...

2017-06-19 в 12:47 

Kelin
Вечный двигатель - шило сами знаете где
Это ж чуть ли не из палеолита, культов плодородия и прочего "царь должен умереть".
Офигеть.

     

Бел-горюч камень

главная